ANTONINA CHUBARA
Проект "Мои первые шаги в детский сад".Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад» Составители: Чубара А. В., Гурова Т. Вид проекта: по продолжительности - краткосрочный ; по составу участников – групповой ; по классификации – творческий . Основные участники : воспитатели, дети 3-х лет, музыкальный руководитель. Актуальность Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми. Родители волнуются и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья. В условиях семьи малыш привык к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Поэтому одной из первых задач - сохранение здоровья. Поэтому мы должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы он безболезненно приспосабливаться к новым условиям жизни. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но и этот короткий срок для ребенка далеко не безобиден. Проблема. Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности .Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений. Цель: - определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. - создание условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса для успешной адаптации детей в детском саду; - сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста;
Задачи: - охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО) - создание условий для обеспечения эмоционального, физического т психологического комфорта; - оказывать помощь детям в осознании себя, как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей . Методы: - Анализ теоретического и фактического материала; - Наблюдения; - Беседа; -Игры. Основные направления проекта: - Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей; - Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Вид проекта: информационно – творческий Сроки реализации: краткосрочный . Участники проекта: Вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели и музыкальный руководитель. Ожидаемые результаты: - безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ; - повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; - снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; - вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; - сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок; отношение детей друг к другу и воспитателю; - просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей. Необходимые материалы: методическая и художественная литература , иллюстрационные материалы, дидактические игры, карандаши, краски, кисти, альбомы для рисования, пластилин, цветная бумага, клей, тематические игрушки, участок детского сада. Предполагаемый продукт проекта: Работа с детьми - Картотека игр: подвижные игры, игры-релаксации, словесно речевые игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры . - развлечение «Путешествие по сказкам», - наблюдения, беседы. -фольклорный праздник. Этапы реализации проекта 1-й этап : Подготовительный этап 1.Изучение методической литературы.. 2. Составление планов работы с детьми;. 3. Создание предметно – развивающей среды, ее пополнение игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм. 4. Составление планов работы с детьми;. 5. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр. 6. Материалы для художественного творчества. 7. Подготовка коммуникативных, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных, коммутативных, словесно речевых. хороводных игр. 8. Создание эмоционального комфорта. 2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
1. знакомство с семьей; 2.ознакомление родителей с системой работы ДОУ; 3.информационная деятельность: 4 беседы с родителями. 5.практическая деятельность: 6. совместные праздники, развлечения; - Работа с детьми в группе. 1. Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Шли – шли, что –то нашли», «Кому это нужно?», «Комплименты», «Расскажи стихи руками», «Раздувайся пузырь», «Сложи листик», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Отгадай чей голосок», «Найди игрушку», «Пузыри»…. 2. Сюжетно – ролевые игры: «К куклам в гости», «Дочки – матери», «Семья», «Салон красоты», «Водители», «Зайка в детском саду», «Покормим медвежонка»….. 3. Дидактические игры: «Кому это нужно?», «Сложи листики», «Узнай и назови», «Поручения», «Домик для кукол», «Найди что звучит», «Кто тут спрятался ?», «Какой?», «Узнай и назови овощи», «Собери пуговки», «Бусы для кукол»… ПОЗНАНИЕ 1. Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду. 2. Экскурсия по группе, раздевалке, спальне, по участку на улице. 3. Конструирование «Дорожки для машин» , «Гараж», «Мебель для кукол», «Заборчик», «Дома», «Лесенка», «Машина», «Башенки». КОММУНИКАЦИЯ 1. Ситуации общения: «Домик для нашей одежды», «Научим зайку умываться», «Игрушки, которые живут в нашей группе», «В какие игры можно играть в группе», «Назовем картинки в любимой книжке», « Давайте вспомним как тебя зовут ?». 2. Рассматривание картин: «Игры с водой», «Дети играют в кубики», «Кошка с котятами», «Детский сад», «Игры в песочнице». 3. Отгадывание загадок. 4. Подвижные игры: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «У медведя во бору», «Самолеты», «Поезд», «Гуси». 5. Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Семья», «Где же наши ручки», «Срока – сорока», «Шарик», «Лодка», «Домик» . ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: Рисование: «Знакомство с кисточкой », «Зернышки для цыплят», «Клубочки для котят », «Листопад », «Осеннее дерево». Лепка: «Конфетки», «Бублики», «Овощи и фрукты»,. Игры-занятия: д/и «Что изменилось?»-развитие внимания, « Здравствуй, Петрушка», «Игра с собачкой»- формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю; д/и «Назови, то что видишь»- учить детей находить и называть предметы; «Прогулка по детскому саду»- адаптировать ребенка к дошкольному учреждению; «Зайка серенький сидит», «Найдем мишку», «Солнечные зайчики», «Подуй на шарик»; Развлечение «К нам в гости пришла бабушка Наташа»- создать атмосферу радостного настроения, учить отгадывать загадки, читать стихи; Чтение художественной литературы - учить внимательно слушать , понимать содержание, побуждать помогать читать стихи; чтение потешек : «Водичка – водичка», «Солнышко», «Тень – тень потетень», «Вот и люди спят», «Ладушки – ладушки», «Кран откройся, нос умойся» .–создать радостное настроение; О. Высотская «Мы приходим в детский сад», Д. Суханов «Детский сад», Е. Лыковская «Я хожу в детский сад», М. Пришвин «Листопад», Н. Никитин «Осень», А. Барто цикл «Игрушки», Б. Заходер «Шофер», Н. Павлова «На машине». Сказки : «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Чтение стихов, художественной литературы, отгадывание загадок. Фольклор: «Кто у нас хороший?», «Водичка – водичка», «Ладушки – ладушки», «Солнышко», «Кран откройся, нос умойся» . 3 этап. Заключительный (результативность): - знакомство с ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности): - установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым; - ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра- упражнения помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали внимательнее друг к другу. Жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием. Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации. (для воспитателей и помощников воспитателя групп младшего возраста) 1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача. Со временем все дети переводятся на общий режим. 2. Необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. 3. Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома. 4. Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос. 5. Не мешает, уже впервые дни, показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять малышу: его здесь любят. 6. В психологически напряженной, стрессовой ситуации - необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. 7.Ребенку предлагаются разные игры. 8. Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку.. 9. Лучшее лекарство от стресса — смех. Необходимо создавать как можно больше ситуаций, в которых бы ребенок смеялся. Использовать игрушки-забавы, приглашать необычных гостей — зайчиков, лисичек. 10. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. 11. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей. 12. Непреложное правило — не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. 13. Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ; фотоальбом «Вот какие мы были и какими мы стали». 18 апреля 2016 в 23:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.