ANTONINA CHUBARA

Проект "Мои первые шаги в детский сад".

Проект

 по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Мои первые шаги в детский сад»

Составители: Чубара  А. В., Гурова  Т.

Вид проекта: по продолжительности - краткосрочный ;

по  составу участников – групповой ;

по  классификации – творческий .

Основные участники : воспитатели, дети 3-х лет,

музыкальный руководитель.

Актуальность

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы.  Во  время  адаптации  к условиям  детского сада  у  ребенка  происходит  серьезная  перестройка  всех  его  представлений  и  отношений  с  окружающими людьми. Родители волнуются и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык  к  определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Эта  резкая  смена  условий  может  сопровождаться  тяжелыми  переживаниями, снижением  речевой  и  игровой  активности. Поэтому  одной  из  первых  задач - сохранение  здоровья. Поэтому  мы  должны  так  организовать  жизнь  ребенка  в  группе, чтобы  он  безболезненно  приспосабливаться  к  новым  условиям  жизни.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но и  этот короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

Проблема.

Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности .Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Цель:

- определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- создание  условий  для  совместной  деятельности всех  участников  образовательного  процесса  для успешной  адаптации  детей  в  детском саду;

- сохранение и  укрепление  здоровья  детей  младшего  возраста;

 

 Задачи:

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО)

- создание условий для обеспечения эмоционального, физического т  психологического  комфорта;

- оказывать  помощь  детям  в  осознании  себя, как  члена  детского  коллектива

 и  освоении  разных  социальных  ролей .

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала;

- Наблюдения;

- Беседа;

-Игры.

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей;

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Вид проекта:  информационно – творческий

Сроки реализации:  краткосрочный .

Участники проекта: Вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели и музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

- сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок; отношение  детей  друг к другу  и  воспитателю;

 - просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

Необходимые материалы: методическая и художественная литература , иллюстрационные материалы, дидактические игры, карандаши, краски, кисти, альбомы для рисования, пластилин, цветная бумага, клей, тематические игрушки, участок детского сада.

Предполагаемый продукт проекта:

Работа с детьми

- Картотека игр: подвижные игры, игры-релаксации, словесно речевые игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры .

- развлечение  «Путешествие по сказкам»,

- наблюдения, беседы.

-фольклорный праздник.

Этапы реализации проекта

1-й  этап : Подготовительный этап

1.Изучение методической литературы..

 2. Составление планов работы с детьми;.

 3. Создание предметно – развивающей среды, ее пополнение игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм.

4. Составление планов работы с детьми;.

5. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр.

6. Материалы для художественного творчества.

7. Подготовка  коммуникативных, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных, коммутативных, словесно речевых. хороводных игр.

8. Создание эмоционального комфорта.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

 

  1. знакомство с семьей;

  2.ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

  3.информационная деятельность:

  4 беседы с родителями.

5.практическая деятельность:

  6. совместные праздники, развлечения;

- Работа с детьми  в группе.

1. Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся»,  «Шли – шли, что –то нашли», «Кому это нужно?», «Комплименты», «Расскажи стихи руками», «Раздувайся пузырь», «Сложи листик», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Отгадай чей голосок», «Найди игрушку», «Пузыри»….

2. Сюжетно – ролевые игры: «К  куклам  в  гости», «Дочки – матери», «Семья», «Салон красоты», «Водители», «Зайка  в  детском саду», «Покормим  медвежонка»…..

3. Дидактические игры: «Кому это нужно?», «Сложи листики», «Узнай и назови», «Поручения», «Домик для  кукол», «Найди что звучит», «Кто тут спрятался ?», «Какой?», «Узнай и назови овощи», «Собери  пуговки», «Бусы  для  кукол»…

ПОЗНАНИЕ

1. Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.

2. Экскурсия по группе, раздевалке, спальне, по участку  на  улице.

3. Конструирование  «Дорожки для  машин» , «Гараж», «Мебель для кукол», «Заборчик», «Дома», «Лесенка», «Машина», «Башенки».

КОММУНИКАЦИЯ

1. Ситуации общения: «Домик для нашей одежды», «Научим  зайку умываться», «Игрушки, которые живут в нашей группе», «В какие игры можно играть в группе»,  «Назовем картинки в любимой книжке», « Давайте  вспомним  как тебя зовут ?».

2. Рассматривание картин: «Игры с водой», «Дети играют в кубики», «Кошка  с котятами», «Детский  сад», «Игры  в песочнице».

3. Отгадывание загадок.

4. Подвижные игры: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «У медведя во бору», «Самолеты», «Поезд», «Гуси».

5. Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Семья», «Где же наши ручки», «Срока – сорока», «Шарик», «Лодка», «Домик» .

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Рисование: «Знакомство с кисточкой », «Зернышки  для цыплят», «Клубочки для котят », «Листопад », «Осеннее дерево».

Лепка: «Конфетки», «Бублики», «Овощи и фрукты»,.

Игры-занятия: д/и «Что изменилось?»-развитие внимания, « Здравствуй, Петрушка», «Игра с  собачкой»- формирование эмоционального контакта и  доверия  детей к воспитателю; д/и «Назови, то что видишь»- учить  детей  находить  и  называть предметы; «Прогулка по  детскому  саду»- адаптировать  ребенка к дошкольному учреждению;  «Зайка  серенький  сидит», «Найдем  мишку», «Солнечные  зайчики», «Подуй  на  шарик»;

Развлечение «К нам  в  гости пришла  бабушка Наташа»- создать атмосферу  радостного  настроения, учить  отгадывать  загадки, читать стихи;

Чтение  художественной литературы - учить  внимательно  слушать , понимать  содержание, побуждать помогать читать стихи; чтение  потешек : «Водичка – водичка», «Солнышко», «Тень – тень  потетень», «Вот и люди спят», «Ладушки – ладушки», «Кран откройся, нос умойся» .–создать радостное  настроение;

О. Высотская «Мы приходим в детский сад»,

Д. Суханов «Детский сад»,

Е. Лыковская «Я хожу в детский сад»,

М. Пришвин «Листопад»,

Н. Никитин «Осень»,

А. Барто  цикл «Игрушки»,

Б. Заходер «Шофер»,

Н. Павлова «На машине».

Сказки : «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».

Чтение стихов, художественной литературы, отгадывание загадок.

Фольклор: «Кто у нас хороший?», «Водичка – водичка», «Ладушки – ладушки», «Солнышко», «Кран откройся, нос умойся» .

3 этап. Заключительный (результативность):

- знакомство с ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. 

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра- упражнения  помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали внимательнее друг к другу. Жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации.

(для воспитателей и помощников воспитателя групп младшего возраста)

1.  В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача. Со временем все дети переводятся на общий режим.

 2. Необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребен­ка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

 3.  Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесен­ные из дома.

 4.  Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглажи­вание головки ребенка, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

 5.  Не мешает, уже впервые  дни, показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ма­лышу: его здесь любят.

 6. В психологически напряженной, стрессовой ситуации - необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.

 7.Ребенку предлагаются  разные игры.

 8. Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку..

 9.  Лучшее лекарство от стресса — смех. Необходимо создавать как можно больше ситуаций, в ко­торых бы ребенок смеялся. Использовать игрушки-забавы, приглашать необыч­ных гостей — зайчиков, лисичек.

 10. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

 11.  Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться во­время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

  12.  Непреложное правило — не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.

 13.  Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспо­койство и тревогу за своего ребенка.

ФОРМА  ПРЕЗЕНТАЦИИ ; фотоальбом «Вот какие  мы  были  и  какими  мы  стали».

18 апреля 2016 в 23:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.