ANTONINA CHUBARA
Картотека игр в период адаптации детей.Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду Игра – это главное расслабляющее средство для дошкольника . Её основная задача в период адаптации – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы должны дарить детям каждый день радость.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления: · помогает малышу ощутить себя всемогущим ; · помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; · развивает искусство общения; · помогает управлять своими чувствами; · даёт возможность пережить массу эмоций. КАРТОТЕКА ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ Игра “Полянка настроения” Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения. Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока. Ход игры: Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение. Игра “Что нам подскажут пальчики” Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности. Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек. Ход игры: Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы. Упражнение “Дышим животиком” Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох. Бегемотики лежали,
Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох: Качаю рыбку на волне,
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня. Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем” Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности. Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка. Ход игры: Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты. Игра «Бабочки на весеннем лугу» Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений. Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани. Ход игры: А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек: Мы — бабочки весенние,
Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания. «Весёлые лягушата». Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. Оборудование : бумага, корзина, игрушка- птица. Ход игры : воспитатель предлагает детям превратиться в храбрых лягушат и присесть на «свой» листик. «Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками маленькие лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором он сидел, грелся на солнышке и конечно разговаривал. А как лягушата разговаривают? Ква-ква. И вот однажды прилетела большая птица , которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими. Но лягушата были умные: скомкали свои листики и стали кидаться ими в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться. И как вариант можно эти листочки потом разорвать на мелкие части подбросить вверх - получится замечательный салют . Результат салюта собрать вместе с детьми в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». Воронята Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом.
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки .
Солнышко и дождик Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле. Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети. «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст: Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся. Мы захлопаем в ладошки, И бегом на улицу! Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю. «А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку: Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!» Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения . Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»
Игра «Легкое пёрышко» Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния. Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка. Ход игры: Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке – цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.
Игра «Колючий ёжик» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. Оборудование: массажный мяч. Ход игры. Самомассаж оказывает на организм благотворное влияние. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами: Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в колючках серый ежик, Ищет ягодки-грибочки Для сыночка и для дочки. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и обще оздоровительный эффект.
Игра «Разговор с игрушкой» Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения. Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки. Ход игры: Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой». Игра «Рисунки на песке» Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я». Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа. Ход игры: Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется — это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария. Игра «Дом счастливого ребенка» Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств. Оборудование: игровой материал. Ход игры: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями. «Чьи вещи». Цель: закрепить имена работников детского сада. Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, стиральный порошок-прачка, музыкальные инструменты - музыкальный руководитель и т.д.).Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё. Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Ольга Сергеевна, наша медсестра». «Найди игрушку». Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы. Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Никиной кровати». «Как пройти?» Цель: помочь ориентироваться в детском саду. Вариант игры «схема»: «У Зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Степашку к врачу. Примерно так же можно «постирать» платье для куклы Кати, и т.д. « Чей голосок ?» Цель: знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам. Дети садятся полукругом, ведущий- впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. «Назови имя». Цель: знакомство детей друг с другом. Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя. Усложнение: поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя. Вариант игры: Дети со взрослым стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч «Исследование лица». Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом друг к другу. Дети одной шеренги закрывают глаза, в другой меняются местами и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют имя. (Условие: дотрагиваться до одежды нельзя). «Рассказ по кругу». Взрослый начинает рассказ (сказку). Каждый ребёнок по очереди продолжает рассказ (сказку), добавляя в него по 1-2 предложения. Участвуют все дети, сидящие в кругу. «Зеркало». Учащиеся по парам стоят лицом друг к другу. Один из партнёров- « зеркало», другой - человек, стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять все движения человека, отражать выражение лица, настроение. «Рисование с партнёром». Дети делятся на пары, садятся за столы. На столе альбомный лист, разделённый на 2 части вертикальной линией. Каждый ребёнок начинает рисовать на стороне партнёра. ( Тема любая. Условия: соблюдать тишину, не тянуть время ). «Новоселье». Цель: формирования чувства единения с группой. Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем все вместе раскрашиваем дом красками. «Кто быстрее?» На столе - лист бумаги, на котором нарисованы «простые» предметы (грибки, мячи, лодочки, домики и т.д.)- их надо раскрасить в 2-3 цвета, на столе одна коробка с карандашами. За столом двое детей. Они должны договориться о том, чтобы один из них закрашивал одним цветом, а другой- другим. «Рукавички». Вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом по помещению. Орнамент не раскрашен.Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою «пару», отходят, и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Победителей поздравляют. «Рисование по заказу». Дети, разбившись на пары, сидят напротив друг друга. В центре стола- ширма. Один ребёнок говорит другому, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина предмета). Другой ребёнок рисует за ширмой. Если ему что-то непонятно- уточняет. Готовый рисунок дарится тому, кто его заказывал. « Снежный ком». Первый участник игры называет своё имя. Следующий- повторяет его, затем называет своё. Третий участник повторяет два имени и называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу. «Что изменилось?» Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть в другое место ( но не больше 2-3 изменений),все изменения должны быть видимыми).Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения. «Сочиним историю». Ведущий начинает историю. «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. «Выдувание мыльных пузырей».Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой ,а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.) «Хоровод» Ход игры. Воспитатель держит за руки и ходит по кругу, приговаривая:
«Покружимся» Материал. Два игрушечных мишки.
«Прячем мишку» Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку. «Солнышко и дождик» Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется. «Поезд» Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми) Материал. Кукла средних размеров.
«Догонялки» (проводится с 2-3 детьми) Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
«Солнечные зайчики» Материал. Маленькое зеркальце.
«Игра с собачкой» Материал. Игрушечная собачка.
«Собирание сокровищ» Материал. Корзина.
«Делаем коллаж» Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.п.
Игра способствует развитию творческих навыков. «Ловись, рыбка» Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
«Кто в кулачке?» Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать и просит его повторить это. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
«Игра с кистями рук» Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
«Покатаемся на лошадке» Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).
«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь» Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый по отдельности. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого. Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
« Книжка – угадай-ка» Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
«Забава с увеличительным стеклом» Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое)
«Прогулки по очертаниям разных фигур» Материал. Широкая плотная лента (тесьма).
Игра способствует развитию представлений о предметах. «Вместе с мишкой». Материал. Игрушечный медвежонок.
«Чертим разные фигуры» Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
«Игра с куклой» Материал. Кукла.
«Собираем игрушки» Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем». «Передай колокольчик» Материал. Колокольчик.
«Зайка» Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
«Позови» Материал. Мяч.
«Мяч в кругу» Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении. «Все дальше и выше» Материал. Яркий мяч.
«Бегом к дереву» Ход игры. В двух-трех местах участка – к двери, к дереву, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения. «Еле-еле» Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
«Мы топаем ногами» Ход игры. Игроки становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
«Мяч» Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его. «Огуречик, огуречик …» Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ! Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. · «Встали пальчики»: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики – «Ура! » В детский сад идти пора! Поочередно дети пригибают пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаются всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. · «Повстречались два котёнка» (пальцы правой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками). Повстречались два котенка «Мяу», «Мяу». Повстречались два щенка «Гав», «Гав». Повстречались два жеребенка «И-го-го». Повстречались два тигренка «Р-р-р». Повстречались два бычка «Му-у-у». Вот такие рога. · «Жук» ( пальцы необходимо развести в стороны). Я веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня «Жу –жу… » ( Нужно сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами»). · «Человечек» · ( предложить детям постучать по поверхности или «походить» по столу). «Топ- топ- топ! » - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. · «Очки», «Кольцо», ( большой и указательный пальцы дети соединяют в кольцо, а остальные разводят в стороны). - Что стряслось у тети Вали? - У нее очки пропали! - Нет очков у тети Вали – - Очевидно, их украли! Игрушки · «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. · «Мои игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. · «Юла» Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой. Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. Части тела · «Это я» Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Одежда · «Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики. Осень · «Листопад» Листопад, листопад!Руки поднять вверх. Листья по ветру летят:Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый,Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый,Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый,Указательный и большой соединить в виде колечка. С рябины- рябиновый.Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и садХлопки в ладоши. То-то радость для ребят! · «Осенью» Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями Обувь · «Новые кроссовки» Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев. Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
· Упражнение с пробками Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки . Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. Фрукты · «Яблоки» Большой пальчик яблоки трясёт. Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик. Второй их собирает. Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный. Самый маленький – шалун. Разгибаем мизинец Всё, всё, всё съедает. · «Компот» Будем мы варить компот,Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание. Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить,Загибают пальчики начиная с большого. Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот.Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ.Развести руки в стороны. · «Сливы» Кисти сжаты в кулак. Большой пальчик сливы трясёт.Разгибаем большой палец. Второй их собирает.Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт.Разгибаем средний палец. Четвёртый высыпает.Разгибаем безымянный. Самый маленький – «шалун»Разгибаем мизинец. Всё, всё съедает. Овощи · Капустка Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз Мы капустку солим-солим,поочерёдное поглаживание подушечек пальцев Мы капустку трём-трём,потирать кулачок о кулачок Мы капустку жмём-жмём.сжимать и разжимать кулачки · «Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка,Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу. Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Хоть держалась крепко, Вытянута репка. Зима · «Снегири» Вот на ветках, посмотри,Четыре хлопка руками. В красных майках снегири. Распушили пёрышки.Изображают «крылышки» Греются на солнышке. Головой вертят, Повороты головой. Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук. За метелью, за метелью! · « Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёйРуки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Полетел снежинок рой.Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится,Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Может быть подружится. Новый год · «Ёлочка» Перед нами ёлочка.Пальцы переплетены, большие подняты вверх. Шишечки, иголочки,Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. Шарики, фонарики,Ладошки держать «ковшиком». Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков. Звёзды, человечки.Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.
Домашние птицы · «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши,Показать все пальчики, «играя» ими. Все красивы хороши! · «Петушок» Наш красивый петушокОбе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок.Разжать ладони. Крылышками машет.Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт.Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт.Кистями рук сделать манящие движения.
Домашние животные · «Повстречались» На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! · «Кот на печку пошёл» Кот на печку пошёл,Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл.«Горшок из ладошек». На печи калачи,Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи.Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются.Погрозить пальчиком.
· «Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Дикие животные · «Есть у каждого свой дом» Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно. Всем тепло уютно в нём. · «Белочка» Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Посуда · «Помощник» Посуду моет наш Антошка,Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Моет вилку, чашку, ложку,Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. Весна · «Жаворонок» Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка. Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! · «К нам весна пришла» К нам весна пришла, Цветы красивые принесла!Ручки протягивают вперёд «с букетом». В палисадник мы пошли И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок. Семья · «Радуются взрослые и дети» Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! · «Цветочек для мамочки» Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке.Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки. От ветерка качается,Движения руками вправо-влево. И мне улыбается! Мимика, жесты. Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! · «Семья» С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
Мебель · «Мебель» Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать,Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал!Поднимать зажатые кулачки вверх. · «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре,Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку,Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
· «Стул» Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе) Вот вам стул на удивленье.
Транспорт · «Транспорт» Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики. Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. Пять видов транспорта назвали. · «Пароходик» Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши. Вот он к пристани приплыл.Сделать волнообразные движения в воздухе. Загудел в свою трубу: «У – у – у !»Одновременно пошевелить большими пальцами. Насекомые · «Насекомые» Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки. Насекомых называем: Бабочка, кузнечик, муха,Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем. Прячьтесь!Спрятать руки за спину. · «Бабочка» Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки». Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. Лето · «Колокольчики» В прятки пальчики играютСжимать и разжимать пальцы рук. И головки убирают,Открывать и закрывать глаза. Словно синие цветки, Распускают лепесткиСводить и разводить пальцы «веером». Наверху качаются,Качание и наклоны кистей вправо-влево. Низко наклоняются. Колокольчик голубой Круговые движения кистями. Поклонился, повернулся К нам с тобой. Колокольчики-цветыПовороты кистями вправо-влево, Очень вежливы, а ты? Ладони сверху опустить на стол. · «Что делать после дождика?» Что делать после дождика?Соединяем по очереди все пальцы с большими. По лужицам скакать!Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой. Что делать после дождика?Соединяем все пальцы рук с большими. Кораблики пускать!Рисуем обеими руками восьмёрку. Что делать после дождика?Соединяем все пальцы с большими. На радуге кататься!Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Что делать после дождика?Соединяем все пальцы с большими. Да просто улыбаться!Улыбаемся. Литература 1. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. – сост. Н.В, Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. 2. Ларечина Е. Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Речь, 2011. 3. Мальцева И.В. Развивающие игры для малышей. От рождения до 3 лет. – СПб.: Издательская Группа “Азбука – классика”, 2009. 4. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис – Пресс, 2005. 5. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: Речь, 2002. 5 мая 2016 в 14:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.