ANTONINA CHUBARA

Рекомендации для воспитателей в период адаптации

 Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка к детскому саду

 Адаптация малыша к детскому саду
Каждый  родитель, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоится за его судьбу.  Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, агрессивными, тревожными.  Ребенок впервые остается без близких,  знакомых ему людей в незнакомой обстановке. В  детском саду ребенок  один без мамы.  А малыш раним, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Что  мы можем посоветовать родителям .
Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка. Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?
1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Изучайте своего ребенка, чтобы Вам  легко было описать вашего ребенка воспитателю.
2. Узнайте  распорядок дня в группе и постепенно приближайте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
3. Расскажите дома  ребенку, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Никогда  не угрожайте  ребенку детским садом как наказанием  за его непослушание.
4. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
5. Учите  ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
6. Готовьте  Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте  ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой.  Внушайте  ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
7. Не отдавайте  ребенка в разгаре кризиса трех лет.
8. Не обсуждайте  при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.


Психологическая подготовка
Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.
Еще один совет - до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм , побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же , почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.
К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заранее .
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило , в первые  дни  дети  устают  как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
 Отдельная тема - еда в детском саду.  Совет родителям простой - приучайте детей  к обычной и  здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.
Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать - один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в "комнату ужасов", а все из-за индивидуальных особенностей.
Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется  в  этот  промежуток  времени  воздержаться  от походов  в садик.

Рекомендации для воспитателей в период адаптации

1.  Любите  детей и относитесь  к ним как  к своим;

2. Помните  об индивидуально- психологических  особенностях  развития каждого ребенка;

3. Приобщайте  ребенка в доступной  форме  к социальным  и  нравственным нормам;

4. Необходимо  наладить  контакт  с  родителями  детей, поступающих в детский сад;

5. Беседуйте с родителями, проводите консультации, знакомьте с режимом  дня  детского сада, с  требованиями  к  ребенку;

6. Проводите родительские  собрания до  поступления  детей  в  детский  сад;

7. В  своей работе  используйте  анкетирование, папки – передвижки, стенды, консультации  для  родителей, беседы  и  родительские собрания.

8. Наблюдайте и  анализируйте  уровень  развития .  Учитывайте  этот  уровень  при организации  педагогических  воздействий.

9. Надо  учиться  умело  управлять  поведением  детей  в  сложный  для  них  период  привыкания  к  условиям детского  сада.

10.  Заранее  соберите информацию  о  потенциальных  воспитанниках  на  родительском собрании.

На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д. 

 Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание.  

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни. 
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни). 
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»). 
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

5 мая 2016 в 16:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.